+7(952)232-4-333

Греть или нет двигатель в мороз?

В настоящее время не утихают споры: прогревать или не прогревать автомобильный двигатель в мороз. Бывалые автомобилисты уверены, что надо это делать обязательно, а вот инструкции ко многим современным автомобилям говорят об обратном. Точнее сказать, в них предлагается метод прогрева «на ходу», при этом отдельно оговаривается, что прогревать на холостом ходу не рекомендуется! О вреде прогрева на холостых оборотах и преимуществах прогрева при движении автомобиля написано не мало: такую информацию можно найти на сайтах авторитетных изданий, сайтах официальных дилеров по продаже автомобилей, на всевозможных форумах от представителей автосалонов.

Основные аргументы против прогрева на холостом ходу:

Загрязнение экологии. Дело в том, что пока двигатель не прогрет, блок управления «дает команду» на формирование переобогащенной смеси, что обеспечивает уверенный пуск и стабильную работу непрогретого двигателя. При таком режиме работы токсичность выхлопных газов превышает нормы в разы! В Европе за «медленный» прогрев на стоянке полагаются штрафы – экология превыше всего!
Экономия на топливе. В некоторых публикациях даже приводятся расчеты денежных потерь от пустого и вредного для окружающих прожигания топлива. 
Старые стереотипы – в топку! Современные материалы, масла и инженерные решение шагнули намного вперед, поэтому «морозные старты» не страшны для современного двигателя. 
Медленный прогрев не оптимален. Замедляется прогрев масла, покрываются нагаром свечи, возможен выброс несгоревшего топлива в нейтрализатор, что для него губительно и даже пожароопасно.

Опираясь на эти базовые положения, опираясь на четкие указания в руководстве пользователя к автомобилю, а также высказывания авторитетных специалистов именитых фирм, что прогревать двигатель на месте нет никакого смысла, а рекомендуется «заводить и ехать», можно сделать, казалось бы, очевидный вывод, что вопрос исчерпан и нет больше предмета для споров! Но давайте, пока не будем торопиться с выводами, а копнем немного глубже…

Теория: что происходит с двигателем на морозе?

Известно, что детали современного автомобильного двигателя внутреннего сгорания изготавливаются из разных материалов , которые имеют разные коэффициенты температурного расширения. Из-за этого при низких температурах сопряжение деталей в двигателе становится далеко не оптимальным: либо появляются «опасные» зазоры между трущимися деталями, либо детали слишком плотно прилегают друг к другу. 
После запуска такого застывшего на морозе двигателя какие-то детали начнут греметь из-за увеличенных зазоров,  а какие-то детали начнут работать в условиях повышенного трения. Оба рассмотренных случая, без сомнения, ускоряют износ двигателя. 
Кроме неоптимального сопряжения деталей на износ во многом оказывает влияние качество и вязкость моторного масла, так как вязкость масла увеличивается по мере уменьшения температуры. Как следствие, в момент холодного пуска некоторые детали двигателя испытывают масляное голодание, что ускоряет их износ. Отдельная и очень сложная тема – влияние термических напряжений на износ некоторых деталей и износ двигателя в целом. В общем виде проблему можно сформулировать следующим образом: неоптимальный прогрев может привести к опасным перегревам некоторых частей тех или иных деталей, что неизбежно ускоряет износ двигателя и в итоге может привести к его переборке.

А теперь внимание!

Увеличение оборотов двигателя при неоптимально сопряженных трущихся деталях еще сильнее увеличивает их износ и может стать причиной задиров и прочих деформаций. В еще непрогретом двигателе увеличение оборотов приводит к увеличению термического напряжения некоторых элементов цилиндро-поршневой группы, что еще быстрее приближает мотор к капитальному ремонту. Увеличение оборотов двигателя в условиях масляного голодания трущихся поверхностей приводит к резкому возрастанию сил трения, а следовательно, к увеличению температуры этих поверхностей, а следовательно, к тепловому расширению трущихся деталей, и в финале из-за неравномерного расширения этих деталей все может закончиться заклиниванием (читайте: капитальным ремонтом двигателя).

Практика: стартуем сразу, экология важнее всего!

Как вы уже поняли, на морозе в только что заведенном двигателе протекает множество неблагоприятных процессов, каждый из которых в той или иной степени влияет на общий износ, который с ростом оборотов  усугубляется еще сильнее. Тогда почему же повсеместно рекомендуют стартовать сразу после пуска двигателя? Причин здесь несколько. Во-первых, считается, что конструкции современных двигателей, материалы, из которых изготавливаются детали, а также моторные масла уже настолько совершенны, что описанные выше процессы не оказывают сильного негативного влияния при холодном пуске. Справедливости ради следует отметить, что по этому поводу существует несколько иное мнение, а именно, несмотря на достигнутые высоты, полностью решить проблему холодного запуска пока не удалось. Во-вторых, представленные выше аргументы против прогрева на холостых оборотах также подтверждают рациональность «быстрого» старта. В общем виде алгоритм «быстрого» старта можно описать следующим образом:

  • Запуск и последующий прогрев двигателя на холостых оборотах в течение примерно 1-2 минут.
  • Начало движения без резких ускорений на средних оборотах двигателя (примерно 2000-2500 оборотов в минуту). Для двигателей BMW официальный дилер дает более смелые рекомендации, а именно, не раскручивать его до предельных оборотов и стараться не давать ему максимальных нагрузок. 

Пока все более-менее логично: все совершенствуется, законы физики постепенно «покоряются» гению конструкторов, да и забота об экологии играем немаловажную роль. Идем далее…

Мифы: взглянем на все с изнанки.

А теперь перечитаем все доводы в пользу «быстрого» старта и попытаемся взглянуть на все нестандартно.Итак...
Наблюдение №1. Во всех публикациях косвенно говорится следующее: пока двигатель не прогрелся, его следует хоть как-то поберечь (не нагружать полностью, держать средние обороты), а это однозначно подтверждает тот факт, что до момента прогрева двигателя трущиеся детали работают в неоптимальном режиме (читайте: быстрее изнашиваются). И если бы износ двигателя в режиме прогрева был реально незначительным, то и не было бы таких «остерегающих» рекомендаций – везде бы писали, что в мороз надо заводить и сразу давить газ в пол!
Наблюдение №2. Считается, что медленный прогрев неоптимален и даже вреден для двигателя, а вот прогрев на средних оборотах и с умеренной нагрузкой – самое то, что надо! Но тогда возникает логичный вопрос: почему автомобилестроители упорно не реализуют защиту «от дурака», от тех «дикарей», которые все еще прогревают машины, – задрали бы холостые обороты при прогреве в мороз до средних, и проблем бы стало меньше. Судите сами: прогрев был бы оптимальным и быстрым, экология страдала бы меньше – чем быстрее прогреется, тем быстрее токсичность выхлопных газов придет в норму. Почему они так не делают?
Почему у моего автомобиля BMW E39 двигатель M54 при температуре -27°C в момент запуска выдает примерно 1100 оборотов в минуту, а через несколько минут они падают до 800 оборотов в минуту? Неужели эти гениальные конструктора, спроектировав продуманный до мелочей автомобиль, не знали, что в мороз примерно через 30 секунд после старта надо задрать обороты до 2500 как раз на тот случай, если водитель не спешит трогаться в путь, и это оптимально прогревало бы двигатель с минимальным ущербом для экологии? Осмелюсь предположить, что ответы на эти вопросы не так прозрачны и очевидны, как преподносится ситуация в целом, и возможно, никто из автопроизводителей не хочет умышленно «убивать» свое детище собственными руками! Более того, если у кого-то в мороз на холостом ходу наблюдаются обороты более 2000 оборотов в минуту, то в большинстве случаев это считается неисправностью.
Наблюдение №3. А действительно ли ведется борьба за экологию, если прогреваться на ходу? Если подумать, то ответ неоднозначен! Например, борьба за экологичность при  прогреве на ходу подвергается большому сомнению, что вполне логично. Судите сами: под нагрузкой и с учетом переобогащенной смеси двигатель будет «гадить» еще сильнее, чем на стоянке. В таком случае абсолютное количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, будет больше, чем при прогреве на холостых оборотах. Так в чем же заключается борьба за экологию? А заключается все в очень простой для понимания толпы вещи: не надо вонять под окнами у соседа, а надо поскорее от этих окон уехать. Чтобы выявить ущерб для экологии от того или иного режима эксплуатации автомобиля, необходимо проводить сложные исследования, которые могут, кстати, показать и противоположный от ожидаемого результат. А вот чаяния конкретных групп граждан очевидны и без всяких исследований, поэтому применяются для защиты их прав соответствующие меры, вот только к экологии, пусть даже в масштабе города, это не имеет никакого отношения. Подмена понятий – стандартный политический трюк!

Реальность: каждый видит свою правду.

Так почему же автопроизводитель четко указывает в инструкции, что прогревать надо на ходу? Возможно, это компромисс маркетинговых и производственных интересов в условиях жестких законодательных ограничений.

Первый момент - если в «моде» бороться за экологию, то все волей-неволей будут на это обращать внимание. Если автопроизводитель «ширпотребных» машин заявит в открытую, что быстрый старт без прогрева вреден для его двигателей, то это будет негативно воспринято рынком, воспринято как признание в технической отсталости разработок. Никому такой «жирный минус» не нужен! 
Второй момент – в новенькой машине с полностью исправными системами «убить» двигатель в течение гарантийного срока конкретно по причине его непрогревания в умеренные морозы практически нереально! Конечно, такое высказывание будет справедливым только при условии соблюдения всех (!) предписанных автопроизводителем инструкций. А раз двигатель по рассматриваемой причине нельзя испортить в течение гарантийного срока, то и вопрос прогрева уже выглядит неактуальным. 
Третий момент – редко кто покупает единственный автомобиль на всю жизнь. Например, в Европе выявлена тенденция, что среднестатистический водитель меняет автомобили каждые пять лет. В России тоже меняют машины часто. Таким образом, для таких водителей вопросы по настоящему бережного отношения к новенькому автомобилю уходят далеко на задний план – для них всякие износы двигателя, КПП и других узлов абсолютно не важны и зачастую даже не ощутимы! А вот последующие хозяева этого автомобиля могут быть «приятно» удивлены от внезапно всплывающих сюрпризов.

Заключение: так греть или не греть?

Для новенького автомобиля при умеренных морозах последствия от «правильного или неправильного» прогрева всплывут не сразу, скорее всего, вы его даже успеете продать до наступления этого момента. А раз так, то и смысла в прогреве на холостом ходу конкретно для вас нет, если только не хотите сберечь машину для следующих пользователей. А вот если автомобиль далеко не новенький или вы реально и/или небезосновательно беспокоитесь о последствиях, то прогревать двигатель, конечно, стоит! Каждый мотор индивидуален, и поэтому каждый водитель сам должен чувствовать, в какой момент можно аккуратно начинать движение, а в какой – давить газ в пол!
Логичным представляется прогревать двигатель на холостом ходу до того момента, пока он не начнет работать ровно, без надрыва, без явных посторонних звуков и на тех оборотах, которые соответствуют холостым оборотам прогретого двигателя. Альтернативный метод – прогревать до +40…+50°С, о чем было сказано ранее. После этого можно начинать движение, но очень бережное, плавное, потому что процесс прогрева реально завершится только в тот момент, когда температура двигателя достигнет оптимального значения. А как же борьба за экологию? Вопрос спорный, что именно для экологии лучше: прогреваться на стоянке или прогреваться на ходу. А вот избавить соседей от запаха выхлопных газов вам вполне по силам. Относитесь к окружающим с уважением, по-человечески – завели, подождали минутку, сели, потихоньку отъехали от окон, остановились. Как видите, все в ваших руках – было бы желание!
Прекрасно понимаю, что многие читатели данной статьи не согласятся с моим мнением относительно рациональности прогрева. Но скажу честно, когда у моего автомобиля в умеренный мороз (-20…-30°С) после запуска двигатель работает хоть и уверенно, но далеко не идеально, с характерным щелканьем гидрокомпенсаторов и прочими посторонними звуками, в голову даже мысли не приходит, что уже через 30 секунд надо трогаться в путь. А ведь это 6-цилиндровый двигатель BMW M54, который работает после прогрева очень тихо! Естественно, что дело тут не в моторном масле – все в норме, масло залито в нужном количестве и рекомендованной заводом-изготовителем марки, а дело в естественном износе, который при пуске застывшего двигателя проявляется таким образом.

Вот, пожалуй, и все! И пусть двигатель вашего автомобиля заводится в любую погоду, работает стабильно и никогда не доставляет хлопот!









Комментарии


markerОткрыть карту